Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5

Учитель года 2021

 

Разработки учителя истории и обществознания высшей катеории Потапенко Ирины Николаевны.

 

 

Конструктор сочинения по обществознанию «ЕГЭ-2021»

 

Как быстро научиться писать сочинение на ЕГЭ по обществознанию?

 

Сочинение на максимум!

 

Ни для кого не секрет, что самое сложное и, при этом самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть — эссе.

Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я считаю необходимым составить данное пособие.

Важно помнить, что к сочинению требования очень высоки и поэтому нужно готовиться к его написанию более тщательно.

Критерии оценивания эссе по обществознанию

Напомню Вам, мои дорогие старшеклассники, какие критерии задания 29. Особенности написания и проверки экспертом. Эксперт проверяет эссе по критериям. Всего 4 критерия, мы условно делим критерии на К1, К2, К3, К4.

Критерий 1 — самый важный. Если выпускник не раскрыл смысл высказывания и по К1 получил 0 баллов, то и по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Что же нужно указать в этом критерии? Эксперт смотрит, раскрыт ли смысл высказывания. Для того, чтобы раскрыть смысл высказывания необходимо выделить одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, требующие обоснования. НАПРИМЕР. «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс). В своём высказывании автор говорит о роли налогов в жизни общества, своевременная уплата налогов отражаются на уровне благосостояния людей в государстве. Мы указали основную идею высказывания. Эксперт видит, что ученик понимает смысл высказывания и ставит 1 балл.

Критерий 2 в эссе по обществознанию. «Теоретическое содержание мини-сочинения». По К2 выпускник может получить 2 балла. Данный критерий является, пожалуй, самым сложным. Необходимо указать ключевые понятия, написать теоретические положения. В К1 необходимо выделить идеи, а далее в эссе необходимо раскрыть одну идею, используя понятия, научное обществознание. Я часто ребятам на уроках говорю, что в данном критерии необходимо написать, как в учебнике. Например, «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс). Автор рассуждает о роли налогов в жизни общества и государства, своевременная уплата налогов отражается на уровне благосостояния народа. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги выполняют ряд функций: распределительная (распределение доходов между разными социальными слоями общества), фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов) и стимулирующая (стимулирование научно-технического прогресса). А государственный бюджет — это схема доходов и расходов государства на определенный период времени. К расходной части государственного бюджета относится затраты на социальные, хозяйственные, административно-управленческие нужды». На этом примере мы расписали теоретическую часть нашей идеи и доказали, что налоговая система отражается на уровне благосостояния народа.

Критерий 3 в эссе по обществознанию. За него можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик не допустил ошибок при объяснении и употреблении терминов.

Критерий 4. Нужно привести не менее двух (можно и больше) фактов/примеров, которые бы подтверждали идеи, тезисы, высказанные автором. Примеры должны быть развернуты и не противоречить идеям, изложенным в теоретической части. Примеры не должны дублировать друг друга и быть приведенными из разных источников.

Откуда взять эти примеры?

Факты общественной жизни, в том числе сообщения из СМИ, модели ситуаций.

Личный социальный опыт, просмотренные фильмы, театральные постановки, прочитанные книги.

Материалы учебных предметов (история, география, литература и т. д.)

Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.

Итого — 6 баллов за все сочинение.

План написания эссе

Цитата. Проблема, поднятая автором; её актуальность.

Смысл высказывания.

Собственная точка зрения.

Аргументация на теоретическом уровне.

Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

Вывод.

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.

·         Заостряю Ваше внимание! Писать цитату ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

·         Цитата (Обязательно пишем автора высказывания)

·         Автор размышляет на тему…

·         Смысл высказывания

·         Автор считает, что…

·         Собственная точка зрения (Обязательно писать. Возможен любой из вариантов, но только один!)

Я согласен (согласна) с мнением автора.

Я не согласен (не согласна) с мнением автора.

Я согласен (согласна) с мнением автора в., но в случае с… не соглашусь, т.к…

·         Теория. «В подтверждении своей точки зрения приведу следующие теоретические аргументы…»

·         Пример (пример из социального опыта, информация СМИ, исторический или литературный)

·         «Например, …

·         Теория. «Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы)…»

·         Пример (пример из социального опыта, информация СМИ, исторический или литературный)

·         «Например, …

·         Вывод. «Таким образом, автор…

Предвкушая Ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, я приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.

Готовое эссе.

29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его

общество.» (В Белинский)

Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека.

Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с

физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека,

формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.

Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты.)

Например, на стадии адаптации ребенок которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено гро­мадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности.

Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой, Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.

Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы). Все-таки природа влияет на формирование личности. Именно она закладывает на генетическом уровни определенные задатки, да и влияет на социализацию личности исходя из индивидуальных особенностей человека (внешность, характер, строение и пр.). Задатки, как анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, в процессе социализации

способствуют успешной деятельности личностей.

Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.

Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.

 

Тетрадь-тренажер по обществознанию

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения